В соответствии с абз.11 ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Так, с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” (далее – Закон № 426-ФЗ), обязывающий всех работодателей проводить специальную оценку условий труда (далее – СОУТ). Специальная оценка условий труда – единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (Ст.3 закона № 426-ФЗ). Эта процедура пришла на смену аттестации рабочих мест, поэтому, отчасти повторяет ее, хотя между процедурами имеется ряд важных различий.
Закон № 426-ФЗ определяет, что СОУТ необходима для всех рабочих мест, кроме надомников, дистанционных работников, работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями – религиозными организациями (Ст.3 закона № 426-ФЗ). Проведение СОУТ в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе (Ст.4 закона № 426-ФЗ).
В связи с вступлением в силу изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) с 01.01.2020 появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ, а именно:
-
Работодателю предоставляется право требовать от организации, проводящей СОУТ, подтверждение факта размещения сведений о результатах в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ) в соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ;
-
Использование работодателем результатов проведения СОУТ возможно только при условии, что сведения внесены в ФГИС. Результаты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или иную охраняемую законом тайну, могут применяться со дня утверждения отчета о проведении СОУТ;
-
Срок периодичности проведения СОУТ (не реже 1 раза в 5 лет)* и срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда исчисляются не с момента утверждения отчета о проведении СОУТ, а с момента внесения данных в ФГИС СОУТ. В случае, если в документах содержатся сведения, составляющие государственную тайну или иную охраняемую законом тайну, сроки по-прежнему исчисляются со дня утверждения отчета;
-
Отчет о проведении СОУТ утверждается председателем комиссии в срок не позднее, чем 30 календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ, а отправка работодателем копии утвержденного отчета в форме электронного документа сопровождаться его подписанием усиленной квалифицированной электронной подписью;
-
Установлены содержание и порядок передачи организацией информации, касающейся проведения специальной оценки условий труда, в Минтруд России (в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательстваи иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права);
-
Штрафы** за нарушение порядка проведения СОУТ и непроведение СОУТ будут начисляться не только по результатам проверок, но и в автоматическом режиме по результатам мониторинга сведений, имеющихся в информационной системе.